Глиэр Р.М.

Глиэр Рейнгольд Морицевич – композитор, дирижёр, педагог, доктор искусствоведения (1941 г.), народный артист СССР (1938 г.). Предки Глиэра – выходцы из Центральной и Восточной Европы; отец и дед – потомственный мастер музыкальных инструментов.

Рейнгольд Морицевич Глиэр родился 30 декабря 1874 (11 января 1875) года в Киеве, умер 23 июня 1956 года в Москве.

В 1894году Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н.Н.Соколовского (затем перешёл в класс Я.В. Гржимали), гармонию изучал у А.С.Аренского, Г.Э.Конюса, полифонию и музыкальную форму – у С.И.Танеева, которого считал своим главным учителем. В 1900 г. окончил консерваторию по классу сочинения у М.М. Ипполитова-Иванова. В эти годы посещал дом Танеева в Малом Власьевском переулке, дом певицы Е.А. Лавровской, у своего друга композитора Ю.Н.Сахновского познакомился с С.В.Рахманиновым, А.Б.Гольденвейзером, певцом М.А.Слоновым, как скрипач принимал участие в домашних вечерах музыканта А.А.Сулержицкого.

В 1901 году начал преподавать гармонию в музыкальной школе сестёр Гнесиных, с которой сохранял творческую связь в течение полувека. Среди первых учеников Глиэра – Н.Я.Мясковский (1903), С.С.Прокофьев (1902-04). 11 января 1901 года в концерте Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) состоялось первое публичное исполнение сочинения Глиэра – струнного октета, сыгранного профессорами и студентами консерватории. 21 декабря 1902 года в симфоническом собрании ИРМО под управлением В.И.Сафонова состоялась премьера 1-й симфонии Глиэра. В 1906-08 Глиэр обучался дирижированию у О.Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений. В Москве впервые выступил 20 февраля 1910 года в симфоническом собрании ИРМО с исполнением своей 2-й симфонии (впервые в России; посвящена С.А. Кусевицкому).

Первая театральная премьера Глиэра в Москве – балет-пантомима “Хризис” (на “античную” тему), поставленная на сцене Интернационального театра на Большой Никитской улице 17 ноября 1912 года (постановка возобновлена в Большом театре 12 мая 1921 года). В 1913-20 годах Глиэр – профессор, с 1914 года директор Киевской консерватории; в 1920-41 годах профессор Московской консерватории по классам полифонии и композиции; среди многих его учеников – Б.А.Александров, Л.К.Книппер, А.В.Мосолов, Н.П.Раков, А.И.Хачатурян. Помимо организации общедоступных концертов (до 1923 года главным образом в Москве), в которых выступал сам Глиэр, в 20-х годах он был сотрудником московского Отдела народного образования, Музыкального отдела Наркомпроса, этнографической секции Пролеткульта, в 1938 году председателем московского Союза композиторов (СК), в 1939-48 годах председателем Оргкомитета СК СССР. В 1924 году имя Глиэра было присвоено струнному квартету (существовал до 1949 года).

11 января 1926 года в Музыкальной студии имени Вл.И.Немировича-Данченко состоялась премьера балета-пантомимы Глиэра “Клеопатра” (либретто Вл.И.Немировича-Данченко по “Египетским ночам” А.С.Пушкина, режиссёр-постановщик Л.В.Баратов). 13 июня 1927 года в Большом театре была показана премьера балета Глиэра “Красный мак” – первого советского репертуарного балета “на современную тему”; за последующие 2 года состоялось около 200 спектаклей (с 1957 года – новая редакция под названием “Красный цветок”). 6 ноября 1937 года в Большом театре была исполнена “Торжественная увертюра” Глиэра, на многие годы ставшая неотъемлемой частью различных праздничных концертов. 23 ноября 1938 года в Большом зале консерватории в день открытия первой декады советской музыки К.А.Эрдели с симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Л.П.Штейнберга впервые исполнила посвященный ей Концерт для арфы с оркестром. В годы Великой Отечественной войны в Москве звучали произведения Глиэра: осенью 1941 года в концерте и по радио – увертюра “Ферганский праздник”, 12 мая 1943 года в Колонном зале Дома союзов – знаменитый Концерт для голоса с оркестром, исполненный Н.А.Казанцевой и Большим симфоническим оркестром радио под управлением А.И.Орлова. В 1943 году квартет имени Бетховена сыграл посвященный ему 4-й струнный квартет – самое значительное и наиболее исполняемое из камерно-инструментальных произведений Глиэра; по радио под управлением Орлова впервые прозвучала опера “Рашель” (либретто М.А.Булгакова и М.И.Алигер по Ги де Мопассану; первое концертное исполнение состоялось 19 апреля 1947 года). Были поставлены балеты: 27 июня 1949 года в Большом театре – впервые в Москве – “Медный всадник” (по Пушкину) и 28 мая 1955 года в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко – “Дочь Кастилии” (по Лопе де Веге; вторая редакция балета – “Комедианты”, поставленного в 1931 году в Большом театре). 30 мая 1956 года состоялось последнее публичное выступление Глиэра – на его авторском концерте в городском Доме учителя. Государственная премия СССР (1946, 1948, 1950 годов).

Глиэр написал ряд произведений для оркестра: 3 симфонии – 1900, 1907, 1911 годы, несколько программных симфонических сочинений – “Запорожцы” по картине И.Е.Репина в 1921 году, и других, концертов с оркестром: для арфы – в 1938 году, голоса – в 1943году, виолончели – в 1947 году, валторны – в 1951 году, а также множество камерно-инструментальных и вокальных циклов и отдельных пьес.

Р.М.Глиэр похоронен на Новодевичьем кладбище; бюст-надгробие (скульптор М.К. Аникушин) установлен в 1961 году